Микрах

ЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «сельсовет МИКРАХСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОКУЗПАРИНСКИЙ РАЙОН»

Почтовый адрес: 368755, Республика Дагестан, Докузпаринский район, с. Микрах

 

 

Глава администрации - БАБАЕВ ТЕЙМУР МЕРЗЕХАНОВИЧ. Родился 09 апреля 1966 года в с. Микрах Докузпаринского района. Образование высшее. Окончил Дагестанский Государственный университет в 2001 году. Женат, имеет 3 детей.

Контактный телефон:   8(928)-530-14-74

Адрес электронной почты:

Решение "Об утверждении бюджета сельского поселения "село Микрах" на 2017 год"

Устав сельского поселения.doc

http://mikrahskiy.ru 

В состав поселения входит с. Текипиркент

Территория селения Микрах - 

Численность населения - 1746 человек

Колическтво домов - 247

Количество хозяйств - 517

Основная сфера жизнедеятельности - сельское хозяйство.

 

История селения Микрах 

Микрах-одно из древнейших поселений лезгистана. Он расположен на левом берегу реки ЧIехи-чай (Усухчай) на живописном месте. Богат пахотными землями, сенокосными лугами, обширными пастбищами, чистейшими родниками, пенящимися ручьями. 

   С четырех сторон села громоздятся величавые горы - с юга Базардюзи, Ярыдаг (Нисиндаг-«полуденная гора»), с востока Уькнендаг («Утренняя гора»), с запада священный Шалбуздаг, с севера - как стоящий на дозоре Гетиндаг.

    На восьмисотметровой отвесной стене Ярыдага каждый год устраивается всероссийские соревнования по скалолазанию.

   В июле 1994 года микрахцы на историческом майдане «Вегьрен тул» торжественно отметили 5000-летним юбилей своего села. Можно подвергнуть сомнению категоричность такого возраста даты, однако название села встречается в трудах греческого ученого, путешественника Птолемея II век н.э..

   О древности села свидетельствуют кладбища, окружающие  село с четырех сторон площадью общей более 20 гектаров.

   На некоторых кладбищах встречаются многоэтажные (одна над другой) могилы. Уцелевшие кости из древних могил свидетельствуют о рослом и мощном телесложении наших предков.

    В VII -XII веках Микрах был городом, в котором процветали искусства, ремесла, торговля. В Микрах с караванами верблюдов приезжали торговцы из Ирана, Турции, Шама-стран, В которые со своими товарами и за товарами ездили и сами микрахцы.

   Названия сельских родников-Араббулах, Марварбулах возможно заменили прежние свои названия из-за торговцев арабов и марваров (из Индии), которые разбивали около них свои лагеря в свои приезды в село.

   Новейшие исследования ученых подтверждают, что лезгины,  в том числе и микрахцы, пришли из Месопотамии и близки хеттским и хурритским народам.

  Две-три тысячи лет тому назад Микрах состоял из пяти близлежащих хуторов, объединившихся впоследствии вместе.

    Руины домов, помещенные камнем улицы, сохранившиеся до сего времени, подтверждают это. Объединению способствовали нашествия римлян, персов, скифов.

    В своем дальнейшем развитии село стало городом средневековья с развитой экономикой, связями с внешним миром и экспансией в него. Как пишет ученый К.Акимов, микрахцы обосновали семь сел: Нижний Микрах, Куба-Микрах, Куруш, Демиркент, Тагиржал, Усух, Яргун.

   Существуют различные версии, мнения о происхождении названия села, однако единого мнения пока нет.

    Село жило и подвергалось различным испытаниям.

    К приходу арабов Микрахом правил Самсам а его брат Какам-Гапцахом. Микрахскую долину называют также долиной Самсама. Сына Самсама по имени Тарта (20 лет) арабы убили за то, что отказался принять ислам.

   Арабы не смогли взять Микрахскую крепость. По рассказам старожилов, несмотря на смерть Тарта (люди знают место его погребения - «Тартадин сурар» между Микрахом и Демиркентом), противостояние микрахцев арабам продолжалось семь лет.

   Арабы подкупили помощника  самсама Эмиркаги, который убил своего начальника и сдал крепость арабам.  

    Отказавшихся Микрахцев соседи в шутку называют самсамами, от ислама убили билось семь лет, чтобы дойти до ислама..

   Микрахцы считают себя потомками самсама, Гапцахцы-потомками Камкама, а оба народа-миресами, соплеменниками, единитухумцами.

   В XI-XV веках во многих селах Дагестана начали строить мечети и открывать медресе. В Микрахе мечеть построил султан Ибрагим.

   Микрахцы жили богатой духовной жизнью . В XIV веке в Микрахе жил шейх Шурван-ученый, который преподавал в медресе и писал научные трактаты. В народе в это же время стали известными именами Кюре Мелика и Микрах Кемер-женщины певицы, поэтессы. Родилась Кемер в богатой семье, изучила арабский язык, писала стихи, играла на чунгуре, пела на свадьбах, торжествах. Выдана была против воли замуж за нелюбимого человека, после сбежала от него и соединила свою судьбу с любимым Султали, завела семью в Кубе.

   Оба, муж и жена участвовали в боях против захватчиков и погибли в бою с войсками иранского шейха Жунейда.

    Тела их микрахские воины привезли в село и похоронили в местечке с одиноким деревом с названием Эбештар.

   Следы могил и самого дерева не сохранились. Нынешнее старое поколение знало это дерево, считавшееся священным.

     Многие стихи Кемер сохранились, поются как песни.

    История Микраха знает много стихийных бедствий. Самое значительное - разрушение горы Шалбуздаг, которое погубило на сотнях гектарах прекрасные леса и сенокосные территории. Люди упоминают страшное землетрясение 1688 года, погубившее людей, дома, мосты, мечети.

   В 1630 году образовался магал (административное объединение) Алтыпара (Микрах, Мака, Каракюре, Каладжух, Теки и Куруш). Центр его находился в Микрахе. Для решения магальских вопросов в Микрахе собирались аксакалы и управленческие лица этих селений. В Теки и Каладжухе  управленцами были микрахцы, а в Мака - каракюринцы.

   Управленческий аппарат в Микроахе включал: кавха, кази (судья), имам, внутримагальский мулла, посылной.

   В отдельные времена Алты-пара магалу подчинялись Мискинджа и Игир. В отдельные периоды центр магала  находился в  Каракюре, Мискинджа и даже Игире.

     В XIX веке Докузпара (бывший Алтыпара) объединял девять селений.

   Магалы долины Самура - вольные общества - представляли собой как бы маленькие демократические государства.

   Во время вражеских нашествий они объединялись вместе и давали отпор врагу. Эти общества оказали большую помощь Гаджи Давуду - как людьми, так и боеприпасами, лошадьми.

    Писатель Забит Ризванов в своем романе пишет, в частности, что Микрах поставлял Гаджу Давуду свинец.

    Примерно 300 лет тому назад в Микрах пришли из Шама два брата - Гасан и Сулейман. Они проповедовали Ислам, были весьма благочестивы и стали пирами.

    Со временем Пир Гасан купил землю у микрахцев и поселился в пяти километрах южнее Микраха, где возникло село Текипиркент. Могила Пир Гасана в  Текипиркенте место паломничества верующих.

    В каждый период своей истории в Микрахе жили известнейшие алимы. Во второй половине ХIII   века жил и творил шейх Абдулгани-эфенди, автор научных трудов. Авапрский алим Кудутли Магомед-эфенди, алим Шиназ Исмаил - его ученики.

    В XIX веке   прославились, пользовались огромным влиянием и уважением такие шейхи, как Гийик-буба, Сфи-буба, Шайда0буба, Хан-буба к именам которых народ прибавил слово «буба» - в знак любви и уважения.

   Моглиы их стали зияратами, тропы к ним не зарастают травой. В 1839 году был организован Самурский округ. Микрах оказался в составе наибства Докузпара.

   В этом же году Микрах посетил царский чиновник А. Десимов, написавший впоследствии, что Микрах состоит из 450 хозяйств, что его модно считать богатым селом Самурского округа.

   В 1848 году  за помощь Шамилю в штурме Ахтынской крепости селения Микрах, Теки, КIелет, Куруш были разграблены русскими войсками.

    В начале 19 века в Микрахе появились люди, владеющие русским языком. В 1848 году Микрах посетил комендант Ахтынской крепости Ф.Рот со своей дочерью Ниной. По воспоминаниям Нины, два микрахца Шайда и Ханкули говорили  и понимали русский язык. В течение девяти лет они отбывали   ссылку в Сибири.

   Хорошим знатоком русского языка, представлявшим Микрах в отношениях с русскими властями, был Уста Салих.

    Микрахцы участвовали в бунте 1877 года, разрушили пост казаков в Усухчае, напали на Ахтынскую крепость и попытались ликвидировать пост в Цехуле.

    Бунт 1877 года нанес горцам больше вреда, чем 25-летняя война Шамиля. Многие селения были уничтожены, сотни людей погибли, тысяча были сосланы в Сибирь. Только в Тифлиссокм историческом музее хранятся дела на 3000 дагестанских бунтарей.

    Кара постигла и микрахцев: сорок человек были посажены в Дербентскую тюрьму, пять - сосланы, 8 бежали в Турцию.

   Во второй половине  XIX века в селе жил Шериф-эфенди (1845-1908гг.), ученый, арабист. Учился в местной медресе, а затем 4-5 лет в Стамбуле, Приехал в родное село, стал его имамом. Владея арабским, фарс, турецким языками, преподавал  в местной медресе. За участие в бунте 1877 года был сослан в Гюндюзкеле, где стал имамом и учителем медресе. Известный лезгинский революционер, поэт Нуредин Шерифов - его сын, поэт Изет Шерифов - его внук.

   В медресе Микраха - одной из первых в долине Самура, изучали грамматику арабского языка, основы стихосложения, восточные языки, географию, астрономию, математику, философию, логику и другие науки. Выпускники ее работали в селах Самура, Кубы, Кюре в качестве кази (судей), имамов.

    По официальной переписи населения 1886 года в Микрахе было 542 дома, проживало 1925 мужчин, 1731 женщина. Все семьи были способны платить налоги.

   Из переписи видно, что потомкам давали имена предков. В составлении списков переписи участвовали шесть микрахцев.

  Во второй половине  XIX века пользовался известностью  поэт Миграгъ Мердали (1820-1927), высокообразованный человек,  портной. Много странствовал в поисках хлеба для детей, долгие годы жил в Манкуликенте (Азербайджан).

    Верил в счастье своего народа. Писал о жизни, о любви.

   С давних времен в Микрахе существовало 8 мечетей одна Джума мечеть, остальные магальские. При них были родники Микрах  колодцы и годеканы, а также токи для молотьбы.

    По пятницам микрахскую мечеть посещали люди из соседних селений.

    В магальских мечетях детей учили чтению Корана, взрослые дети учились в медресе при главной мечети.

   В разные годы в микрахской медресе работали известные алимы Абдулгани-эфенди, Абдурахман Эфенди, Сфи-эфенди, Шериф-эфенди (из тухума Муздуров), Шериф-эфенди (из тухума Серкеров), Магомедов-Сагид-эфенди и другие.

     Большое здание Джума мечети начали строить в 1895 году.

      В поисках денежных средств микрахцы ездили даже в Казань.

   Огромное здание с железной кровлей и куба-минарой, покоящейся на столбах, было завершено в 1910 году, в 1911 году с его минарета прозвучал первый азан.

     Прекрасное  здание построили микрахские мастера во главе с уста Гаджи Режебом.

    Эпидемия чумы 1892 года унесла жизни многих микрахцев. С древних времен микрахцы занимались животноводством и земледелием. Было немало богатых  людей, но не было ханов и бегов. Как именитые богачи прославились Гаджи Султан (имел более тысячи овец и крупный рогатый скот) и Гаджи Жалал (имел большое стадо КРС). Кто имел свыше тысячи овец, вывешивал над домом белый флаг, устраивал угощенья, раздавал саадака.

    Микрахцы жили, работали по лезгинскому календарю.

   Издравле в Микрахе было развито ковроделие, изготовление сумагов, журабов. В советские годы была построена ковровая фабрика. Ковры микрахских мастериц-кавалеров орденов, медалей выставлялись, экспонировались в музеях Лондона, Парижа, Берлина.

   В настоящее время, к сожалению, это ремесло исчезает, почти исчезло.

   Микрахцы усердно работали и усердно отдыхали. Аккуратно исправляли все религиозные и светские  праздники.

  Наиболее красочными и привлекательными  был обычай совершать «Яйнахар» - своеобразный вариант бразильского карнавала. Во время весеннего цветения молодые парни и девушки с  гармошкой, бубенами отправлялись на цветущие луга, устраивали различные игры, пели песни, плясали, вечером с музыкой возвращались в село. Так продолжалось три-четыре дня.

   В зимнее время по вечерам целыми ватагами катались на больших салазках и салазочных поездах.

   В памяти микрахцев до сих пор живут имена достойных сыновей села: Сфи - Эфенди, уста Шахбан, Абид Эмирасланов и другие.

   С победой Советской власти в Микрахе начались большие социально - экономические и культурные преобразования: в 1918 году власть в селе перешла к ревкому, в 1920 году избрали исполком сельского Совета. Через год для решения земельных вопросов избрали крестком, в 1936 году организовали колхоз. В 1918 году была открыта светская начальная школа.

   В 1935 году под руководством Зияудина Зейналова, именем, которого названа нынешняя средняя школа, было построена новое типовое здание школы. В1938 году стала единственной в Докузпаринском районе средней школой.

   Директор З. Зейналов и учитель Абдуллах Салманов стали кавалерами Ордена «Трудовой славы».

   В 1937 году было построена большое здание ковровой фабрики, при ней открыт первый в районе детский садик (ясли).

   В 1936 году открыто почтовое отделение, в 1940 году  медпункт.

  Надо отметить, что в эти годы отдельные граждане  подверглись необоснованным репрессиям и погибли в лагерях Гулага.

  В годы Великой Отечественной войны 335 микрахцев (большинство из них добровольно) пошли на фронт. На фронтах войны навечно остались 124 джигита. 

   Большую материальную помощь фронту оказал микрахский колхоз, удостоившийся за это похвальной грамоты Президиума Верховного Совета ДАССР.

   Свою лепту в фонд создания танка «Народный учитель» внесли учителя Микрахской средней школы.

 

 

Размещено: 2017-05-03 11:06:06 Изменено: 2017-08-28 15:22:05
Количество просмотров: 613 Cегодня: 1

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30